ПОИСК
Категории книг
ОПРОС
Вопрос: Какой язык программирования вы предпочитаете
С/C++
Delphi
Visual Basic
Perl
Java
PHP
ASP
Другой
ЭТО ПОЛЕЗНО!
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

/ Главная / Программирование / Иллюстрированный самоучитель по Java
Иллюстрированный самоучитель по Java

 

Где видны переменные

В языке Java нестатические переменные можно объявлять в любом месте кода между операторами. Статические переменные могут быть только полями класса, а значит, не могут объявляться внутри методов и блоков. Какова же область видимости (scope) переменных? Из каких методов мы можем обратиться к той или иной переменной? В каких операторах использовать? Рассмотрим на примере листинга 2.6 разные случаи объявления переменных.

Листинг 2.6. Видимость и инициализация переменных

class ManyVariables{

  static int x = 9, у;  // Статические переменные — поля класса

                        // Они известны во всех методах и блоках класса 

                        // Переменная у получает значение 0

  static{   // Блок инициализации статических переменных

            // Выполняется один раз при первой загрузке класса после 

            // инициализаций в объявлениях переменных 

х = 99;     // Оператор выполняется вне всякого метода!

}

int а = 1, р;  // Нестатические переменные — поля экземпляра 

               // Известны во всех методах и блоках класса, в которых они 

               //не перекрыты другими переменными с тем же именем

               // Переменная р получает значение 0

{          // Блок инициализации экземпляра

           // Выполняется при создании, каждого экземпляра после

           // инициализаций при объявлениях переменных 

р = 999;   // Оператор выполняется вне всякого метода!

}

static void f(int b){   // Параметр метода b — локальная

                        // переменная, известна только внутри метода 

int a = 2;    // Это вторая переменная с тем же именем "а" 

              // Она известна только внутри метода f() и 

              // здесь перекрывает первую "а"

int с;        // Локальная переменная, известна только в методе f() 

              //Не получает никакого начального значения 

              //и должна быть определена перед применением

{ int с = 555; // Ошибка! Попытка повторного объявления

int х = 333;   // Локальная переменная, известна только в этом блоке 

}              

// Здесь переменная х уже неизвестна

for (int d = 0; d < 10; d++){

  // Переменная цикла d известна только в цикле

  int а = 4;   // Ошибка!

  int e = 5;   // Локальная переменная, известна только в цикле for

  е++;         // Инициализируется при каждом выполнении цикла

  System.out.println("e = " + e) ; // Выводится всегда "е = 6"

}

// Здесь переменные d и е неизвестны 

}

public static void main(String!] args){

  int a = 9999; // Локальная переменная, известна

                // только внутри метода main() 

  f (a); 

  } 

}

Обратите внимание на то, что переменным класса и экземпляра неявно присваиваются нулевые значения. Символы неявно получают значение '\u0000' , логические переменные — значение false , ссылки получают неявно значение null .

Локальные же переменные неявно не инициализируются. Им должны либо явно присваиваться значения, либо они обязаны определяться до первого использования. К счастью, компилятор замечает неопределенные локальные переменные и сообщает о них.

Внимание

Поля класса при объявлении обнуляются, локальные переменные автоматически не инициализируются.

В листинге 2.6 появилась еще одна новая конструкция: блок инициализации экземпляра (instance initialization). Это просто блок операторов в фигурных скобках, но записывается он вне всякого метода, прямо в теле класса. Этот блок выполняется при создании каждого экземпляра, после инициализации при объявлении переменных, но до выполнения конструктора. Он играет такую же роль, как и static-блок для статических переменных. Зачем же он нужен, ведь все его содержимое можно написать в начале конструктора? В тех случаях, когда конструктор написать нельзя, а именно, в безымянных внутренних классах.

 



Компьютерные книги © 2006-2013
computers.plib.ru