ПОИСК
Категории книг
ОПРОС
Вопрос: Какой язык программирования вы предпочитаете
С/C++
Delphi
Visual Basic
Perl
Java
PHP
ASP
Другой
ЭТО ПОЛЕЗНО!
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

/ Главная / Мультимедиа / Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки
Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки

Введение

Уважаемый читатель! Книга, предложенная вашему вниманию, посвящена вопросу создания музыкальных аранжировок и оригинальных сочинений и адресована как тем, кто уже занимается этим какое-то время, так и тем, кто впервые решил реализовать свои творческие возможности с помощью компьютера. Автор стремился к тому, чтобы излагаемый материал был полезен как начинающим музыкантам, так и достаточно широкому кругу профессионалов.

Часто начинающий музыкант не задумывается над теоретическими проблемами, он просто "творит". И правильно, ну для чего ему теория музыки и гармония? Кому нужны рассуждения о возможностях отдельных инструментов, штрихах и прочей мелочи? Какая разница, в каком диапазоне будет звучать труба или виолончель? Ну и что с того, если вдруг тромбоны заиграют аккордовые пассажи в низком регистре? Автор на все имеет право. Это, конечно, правильно, но есть еще и слушатель. В конечном счете, если вам необходимо выразить свою мысль публично, то выражать ее нужно на каком-то определенном языке, который имеет свои правила орфографии, синтаксиса и т. д. Иначе вас просто не поймут. Казалось бы, ну что особенно сложного в том, чтобы "набрать" музыку в одном из музыкальных конструкторов типа DANCE MACHINE или ему подобных? Это, на самом деле, достаточно просто. Вот только возникает вопрос, какое отношение данное действие имеет к музыке? Скажем определенно — никакого. Вообще программы подобного типа существуют для того, чтобы составлять мелодико-ритмические композиции для определенных целей. Или, как принято говорить, "музыку для ног". Хотя надо заметить, что серьезную танцевальную музыку назвать "музыкой для ног" нельзя и пишут ее в совершенно других программах очень серьезные и грамотные музыканты.

На сегодняшний день для музыканта, пишущего для какого-либо коллектива или конкретных исполнителей, актуальным вопросом стал вопрос персональной музыкальной студии. Развитие современной компьютерной техники позволяет практически любому музыканту иметь персональную виртуальную студию за не очень большие деньги. Чем отличается студия виртуальная от невиртуальной? В обычной, невиртуальной студии каждый из этапов обработки и записи звука происходит на отдельном устройстве (секвенсоре, цифровом магнитофоне, обработчике сигналов и т. д.). Виртуальная студия — это "33 удовольствия" в одном флаконе. Конечно, это вызывает определенные сомнения, но вот здесь и нужно разобраться. Программные продукты, предназначенные для реализации виртуальной студии, можно условно разделить на три основные группы.

  • Программы, которые в принципе сами называются виртуальной студией: Cubase Audio VST, Emagic Logic Audio, Cakewalk Pro Audio (это лучшие программы). Первая из них наиболее широко используется в профессиональных студиях. Каждая из перечисленных программ является вполне законченной и профессиональной. Необходимо учесть, что эти названные программы требуют достаточно больших ресурсов памяти ОЗУ.
  • Очень важная группа программ -- аудиоредакторы: Sound Forge, Wave Lab, Cool Edit Pro, Samplitude и некоторые другие. Данные программы позволяют обрабатывать аудиосигнал более эффективно, чем предыдущая группа.
  • Эта группа достаточно многочисленна и состоит из добавочных модулей (plug-in) в форматах VST и DirectX, которые предназначены для обработки звука, и " эмуляторов", т. е. программ, которые копируют работу многих физических устройств, например синтезаторов, семплеров и т. п.

Вышеперечисленные программы и составляют костяк так называемой виртуальной студии. В правильно построенной виртуальной студии все программы работают совместно, не мешая друг другу.

Теперь перечислим вопросы, которые мы можем решить с помощью нашей персональной студии:

  • сочинение мелодии и гармонии;
  • сочинение ритмических рисунков;
  • выбор звуков по партиям;
  • запись аудиотреков с "живыми инструментами";
  • балансировка или микширование записанных треков;
  • перевод MIDI-треков в AUDIO;
  • обработка аудиотреков нужными эффектами;
  • основное микширование, т. е. сведение многоканальной фонограммы в стереопару или мастер-трек;
  • премастеринг, иначе говоря, обработка мастер-трека;
  • мастеринг: объединение отдельных номеров в альбом, балансировка по спектру, балансировка по громкости, заключительная обработка всего проекта;
  • запись на носитель (CD).

Естественно, что каждый из вышеперечисленных пунктов в "живой работе" разбивается на множество подпунктов и будет подробно рассмотрен в соответствующих главах данной книги.

  • Очень важный момент, особенно для начинающего музыканта, — это выбор конфигурации вашей персональной студии. И начать, естественно, необходимо с конфигурации вашего компьютера. Есть два минимальных варианта.
  • Если вы собираетесь работать только с MIDI-информацией, то вам достаточно, будет следующей конфигурации: Pentium 166 ММХ, ОЗУ — 32 (64) Мбайт, винчестер — от 1 Гбайт, звуковая плата из серии SB Live. В такой конфигурации можно записать и аудиотреки, но их обработка в режиме реального времени будет практически невозможна.
  • Если же вы хотите иметь полноценную персональную студию, на которой, кроме MIDI-информации, собираетесь записывать голос и живые инструменты, конфигурация должна выглядеть иначе:
    вам будет необходим процессор с тактовой частотой не менее 300— 350 МГц, ОЗУ — не менее 128 Мбайт, винчестер — от 4 Гбайт. Звуковая карта может быть из той же серии, что и в предыдущей конфигурации. Также необходимо иметь микшерский пульт (6—8 каналов) с возможностью подключения к нему внешних приборов "в разрыв" и пару Хороших микрофонов. К этому списку необходимо добавить цифровой магнитофон или пишущий CD-рекордер (что дешевле).

Начинается книга со знакомства с языком, на котором общаются музыканты всего мира — элементарной теории музыки и начала гармонии. Автор постарался максимально просто и доходчиво изложить основные правила элементарной теории музыки и начала гармонии. Этому посвящена глава 1. В приложении 1 вы найдете задачи к данной главе.

В главе 2 рассказывается о работе на синтезаторах серии PSR, которые очень популярны среди музыкантов, как профессионалов, так и любителей. У этих инструментов удобный, дружественный интерфейс, они достаточно просты в обращении. Инструменты последнего поколения этой серии имеют достаточно неплохие тембры, встроенные цифровые обработчики сигнала, внутренний секвенсор большой емкости, возможность записать проделанную работу на флоппи-диск и еще многое, о чем вы узнаете, прочитав соответствующую главу книги.

Следующая глава (глава 3) познакомит вас с одной из самых популярных программ автоаранжировки — Band-in-a-Box. Эта программа поможет вам делать заготовки аранжировок, а в отдельных случаях и создавать полностью законченные произведения собственного неповторимого стиля. Программу Band-in-a-Box можно использовать как программу, обучающую аранжировке, особенно если у вас до этого не было необходимого опыта. В программе очень много стилей и сонгов, которые записаны известными музыкантами, все это богатство можно не только услышать, но и увидеть в нотной записи, а также распечатать. Конечно, с помощью программы Band-in-a-Box можно сделать очень приличную аранжировку, но следует помнить, что ol)% ее уже сделано теми известными музыкантами, поэтому мы советуем вам пользоваться ею как вспомогательным средством. Band-in-a-Box поможет вам сэкономить время, выбрать нужный стиль, проверить подобранную вами сетку аккордов, в конце концов, как говорят музыканты, написать "болванку" будущего шедевра. Как говорилось выше, в этой программе освоив создание стилей, вы можете действительно облегчить свою будущую работу аранжировщика, при этом не используя "чужие" стили.

Глава 4 полностью посвящена одной программе — Cubase VST. Как уже говорилось ранее, эта программа сама по себе является профессиональной виртуальной студией. В ней есть практически все, что нужно композитору и аранжировщику, причем это "все" очень высокого качества, и если у вас имеется качественная аудиокарта, то результаты ваших работ могут быть самого высокого уровня. Программа Cubase VST — достаточно сложная программа, требующая большого внимания и достаточно глубоких знаний и умений. Автору данной книги пришлось работать с этой программой, начиная с первых версий, когда еще она писалась для медленных музыкальных компьютеров Atari и представляла собой простейший MIDI-секвенсор. Теперь эта 32-битная программа позволяет работать с любой MIDI-, аудио- и видеоинформацией на самом высоком профессиональном уровне. В последних версиях этой программы можно работать с очень качественными обработчиками аудиосигнала, с виртуальными семплерами и синтезаторами, профессионально осуществлять премастеринг и мастеринг, создавать готовые для печати партитуры и многое многое другое. Особое внимание при изучении программы уделено практическим навыкам, т. е. тому, какими программными средствами можно получить желаемый результат, это особенно важно для начинающих. Дело в том, что один и тот же результат в данной программе можно получить различными способами, все зависит от качества нужного результата и от степени визуализации процесса. Для начинающих, как правило, важно, чтобы все промежуточные результаты работы были просмотрены и прослушаны, профессионалам это требуется гораздо реже, отсюда и выбор средств. Глава 5 посвящена практической работе с музыкальным материалом в программе Cubase. Главы 4 и 5 взаимно дополняют друг друга и позволяют освоить .теоретическую и практическую работу в программе. В главе 5 вы узнаете, как записать и аранжировать MIDI-информацию в программе, как назначить тембры для записанных партий, как работать с контроллерами, а также некоторые дополнительные приемы оживления записанной аранжировки.

Глава 6 посвящена аудио- или Wave-редакторам. Программа Cubase обладает свойствами Wave-редактирования, но все-таки специализированные Wave-редакторы более приспособлены для определенных видов работы, например создавать или трансформировать семплы лучше в специализированных Wave-редакторах, премастеринг, а также делать в них мастеринг и подготовку CD. Практически все Wave-редакторы могут использоваться как вспомогательные в любой виртуальной студии, при этом они вносят в основной редактор дополнительные возможности как по качеству, так и по количеству. Wave Lab является одной из лучших программ в данной категории. Она соответствует всем требованиям, предъявляемым профессионалами. В главе 6 вы познакомитесь с некоторыми семплерными программами. На сегодняшнем этапе развития компьютерной музыки семплы и работа с ними стали необходимейшими элементами работы аранжировщика и композитора. Особенно это важно для тех, кто хочет достичь звучания своих композиций максимально сходного со звучанием живых инструментов. В последнее время появилось много программ, позволяющих профессионально работать с семплами, с лучшими из них вы и познакомитесь в этой главе. Обьем данной книги не позволяет во всех подробностях изучить такие программы, это тема отдельной книги. Но изложенные сведения и принципы работы с семплерными программами позволят вам достаточно уверенно с ними работать.

Глава 7 посвящена встраиваемым приложениям — модулям, совместимым с форматом DirectX. Таких модулей, предназначенных для обработки звука, существуют сотни и выпускают их десятки фирм. Но, как вы понимаете, всеми пользоваться невозможно, да и не нужно. Во-первых, не все они высокого качества и, во-вторых, не все годятся для профессиональной обработки аудиоматериала, многие из них предназначены для мультимедиа, а многие по тем или иным параметрам уже устарели. В данной главе приведены, на наш взгляд, лучшие на сегодняшний день модули, автор лично сам ими пользуется. Все они показали свою безупречность на разных этапах обработки звука, вплоть до мастеринга.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно в создании музыкальных аранжировок и сочинений, недостаточно одних знаний музыкальных программ и теории музыки. Необходимо знать принципы записи готового материала на звуковой носитель. В этом вам поможет информация, изложенная в главе 7. Знание законов акустики и возможностей аппаратуры, которой вы можете располагать, поможет вам избежать значительного количества ошибок, возникающих у неопытного звукорежиссера. Звукорежиссура на сегодняшний день — это область, которая постоянно пополняется новыми средствами для выражения авторских замыслов, но, так же как и в любой другой области знания, в ней есть определенные правила и принципы, выработанные и опробованные многими поколениями профессионалов. Вот об этом и пойдет речь. В последние годы, как уже говорилось выше, появилась возможность иметь собственную домашнюю цифровую студию достаточно высокого качества. Конечно, никакая домашняя студия не сможет соперничать с профессиональной, это понятно, но обладая определенными навыками, знаниями и оборудованием, вы сможете подготовить свои звуковые проекты. К сожалению, в данной книге мы не смогли уделить внимание вопросам звукорежиссуры, но надеемся в следующих книгах поговорить об этом более подробно. В данной главе мы попытались познакомить вас с элементарно необходимыми знаниями по теории и практике в довольно ограниченной ее сфере — технике звукозаписи.

За многие века существования профессиональной музыки сложился определенный опыт построения музыкальной ткани. Этот опыт не является абсолютным в том смысле, что вы обязательно должны писать музыку так, как вам предлагает теория. Музыкальная форма — это всего лишь средство, которое призвано помочь композитору наиболее точно выразить свою мысль. Музыкальная форма помогает композитору дисциплинировать и направить свою фантазию в практическое русло, т. е. организовать звуковой поток мысли в действующее начало.

Автор убежден, что научить сочинять невозможно. Сочинение музыки, впрочем, как и любое другое творчество, — процесс божественный, т. е. или этот талант есть, или его нет. И любой учитель может только помочь его реализовать, всего лишь научить некоторым техническим моментам. Но мы уверены, что если вы раскрыли эту книгу, такой дар у вас есть, а знания лишними не бывают, просто есть время, когда количество переходит в качество, а для этого нужно просто хотеть и много работать. Музыка — это вид творчества, который приносит огромную радость, но и который требует большого вложения физических и духовных сил.



Компьютерные книги © 2006-2013
computers.plib.ru